Консалтинг Оценка Стройаудит Инжиниринг АО «АБМ Партнер» работает на рынке консалтинговых и аудиторских услуг с 1996 года.
Краткая презентацияPDF Политика качестваPDF

Вспомним Суворова?

Журнал "Рынок Ценных Бумаг"
№19 за 1998 год

Краткая пессимистическая справка 

Инвестиционные компании и банки в России только начали зарождаться в том понимании, которое наиболее полно отражает смысл инвестиционного бизнеса. Они только начали понимать реальные потребности потенциальных клиентов для данных услуг. Поэтому кризис инвестиционных институтов произошел в результате не только мирового финансового, а позже российского политического и экономического кризиса. Под весь инвестиционный бизнес была заложена мина замедленного действия: пирамида ГКО и корпоративный рынок, которые притягивали статистическими данными и аналитическими обзорами крупнейших операторов. Попробуйте найти в этих обзорах что-либо о рисках:

Уровень вложений и состав участников выросли настолько, что перегрев рынка прошел в несколько этапов: заявления о перегреве рынка регулярно сменялись декларациями о том, что уровень сопротивления пройден, а следовательно, грядет новая эра покорения ценовых вершин. Почти все средства оказались вложены в различные финансовые пирамиды. Первым печальным итогом стали потери инвестиционных институтов и их клиентов на рынке акций. Но большинство инвесторов направили остаток средств на рынок ГКО/ОФЗ, где, увы, их ожидало второе печальное потрясение. Вложенные средства оказались замороженными и, можно считать, частично потерянными.

Огромные заработки затмили разум многим, и в результате в России сначала не осталось почти ни одного крупного коммерческого банка, все превратились в универсальные, а потом исчез как класс и инвестор, хорошо если на время.

Сказанное в большей степени относится к банковским институтам, среди инвестиционных компаний ситуация в некоторой степени более позитивная, но тоже не радужная. Почти все инвестиционные компании работали в качестве брокерских домов, предлагающих за комиссию разместить деньги в акциях через Российскую торговую систему.

В лучшем случае ассортимент расширялся за счет брокерских услуг в странах СНГ и на Западе, лишь единицы предлагали управление имуществом.

Справедливости ради надо отметить, что на высоком уровне в столице стали работать депозитарии (ОНЭКСИМ Банк, CSFB), появилась серьезная профессиональная аналитика ("Пионер-Секьюритис", ЦентрИнвест Секьюритис, "Атон", "Тройка-Диалог"), появились первые ласточки финансового консалтинга ("ОЛМА", ЕБРР и др.).

Краткая перспективная оптимистическая справка

Даже в середине текущего года сохранялась серьезная уверенность в том, что инвестиционный рынок уже поделен и для того, чтобы занять место под солнцем, нужно приложить нечеловеческие усилия. А следовательно, перспективы многих талантливых, но вроде бы опоздавших людей были не слишком радужны. Ситуация сегодняшнего дня на фоне обострения финансового кризиса и повышения уровня безработицы, особенно среди среднего класса, предоставила реальный шанс построить достойный бизнес, стать в ряд первых и получить со временем серьезную отдачу. Единственное "но" заключается в том, что потепление в области инвестиционного бизнеса откладывается на срок не менее 6 месяцев, а о точной дате, видимо, сообщат дополнительно.

Деятельность инвестиционного института в текущий момент можно разделить на работу на перспективу и работу в условиях текущих потребностей рынка.

Работа на перспективу

Основными преимуществами инвестиционного института являются: четкое функционирование структуры (которая, в свою очередь, построена на основе удовлетворения потребностей клиентов), серьезная система конфиденциальности, минимизация проблем столкновения интересов, а также наличие профессионалов в каждом из основных направлений деятельности инвестиционного института (см. схему).

Инвестиционный институт осуществляет:

  • брокерское обслуживание;
  • управление активами;
  • финансовый консалтинг;
  • депозитарно-кастодиальную деятельность.

Таким образом, предлагаемая структура инвестиционного института может быть образована в виде холдинга или в виде единой структуры с разделением по отделам или управлениям.

Представляется, что холдинг, основанный на четкой взаимосвязи структур, - лучше, так как при этой структуре каждый занимается своим делом и интересы не пересекаются. Но следует учитывать, что, если нет возможности собрать команду менеджеров, которым вы можете доверять, и нет уверенности в возможности создать и поддерживать на должном уровне корпоративный дух в коллективе, лучше изначально обойтись единой структурой и держать все под личным контролем.

Отличным дополнением к структуре инвестиционного института являются регистратор, пенсионный фонд, страховая компания, фондовый магазин и отличные связи с юридическими фирмами и аудиторами.

Брокерское обслуживание

Структурное подразделение, имеющее в работе гриф <совершенно секретно>, должно следовать таким важнейшим принципам в организации работы, как строгая конфиденциальность информации и создание оптимальных условий работы для отсутствия столкновения интересов. Добиться соблюдения каждого из принципов можно за счет создания структуры независимой работы трейдеров, брокеров и менеджеров счета.

В функции трейдера входит непосредственное исполнение поручений, которые поступают к нему. Основными клиентами трейдера являются брокеры и портфельные менеджеры (управляющие портфелями). Основная цель трейдера - найти на рынке лучшую цену и за счет этого не только выполнить поручение клиента, но и заработать на исполнении сделки по лучшей цене. В случае исполнения сделки по поручению клиента по наилучшей рыночной цене в действие должно вступать правило деления полученной сверхприбыли. Оптимальным вариантом является юридическое закрепление в договоре с клиентом правил деления сверхприбыли. Самое верное и распространенное - правило деления сверхприбыли в соотношении 50 на 50. Такое деление вносит дух партнерства в отношения между инвестиционным институтом и клиентом.

Особо хочется отметить, что осуществление сделок по лучшей цене и укрытие данного факта от клиента является, во-первых, фактом некорректного поведения по отношению к клиенту, во-вторых, и у нас это является нарушением профессиональной этики, норм и правил торговли ценными бумагами и может стать для органов контроля поводом для наложения штрафов или приостановки (лишения) лицензий на брокерское обслуживание и управление активами.

В функции брокера входит работа с клиентом непосредственно на финансовом и фондовом рынках. Брокер информирует клиента о том, что происходит на различных сегментах рынка. Особо надо отметить, что брокер не должен давать клиенту конкретных рекомендаций, его задача - только информировать клиента, окончательное решение клиент должен принять сам. Это одно из самых важных правил, хотя им многие пренебрегают, но следует учитывать, что это пренебрежение может привести к неприятностям. Если клиент получит прибыль в результате настойчивой рекомендации брокера, то он скорее всего примет это на свой счет и забудет про настойчивость брокера при принятии решения об операции, но если клиент понесет убытки, то выльет на вас все свое негодование и будет прав. Золотое правило брокера - не говорить лишнее и не забывать говорить важное.

Менеджер счета - фигура на первый взгляд техническая. В этом есть доля правды, но хороший менеджер является "проводником клиента" в непростом мире инвестиционного института. Менеджер - организатор официальных отношений между клиентом и инвестиционным институтом и их спутник. Он заключает договоры и ведет досье клиента, отслеживает все движения по счетам клиента и регулирует спорные вопросы, следит за соблюдением каждой из сторон своих обязательств в сроки и в полном объеме. Таким образом, менеджер счета не только и не столько технический работник, сколько контролер и позиционер.

Следует отметить, что если ваша компания достаточно мала, то функции менеджера может и должен взять на себя брокер, но если вы строите бизнес всерьез и надолго, то целесообразно в структуре иметь и брокера, и менеджера.

Управление активами

Для управления активами необходимы большие знания и серьезный опыт. Не стоит разбрасываться и стараться предложить клиенту широкий спектр инструментов для вложения средств. Надо определиться, какими инструментами вы лучше владеете, и предложить клиенту профессиональный подход к управлению его активами. Подход к управлению активами должен основываться на следующих принципах:

  • профессионализм доверительных управляющих;
  • опыт и знания доверительных управляющих;
  • партнерские, а значит, доверительные отношения с клиентом.

Очень важным вопросом является составление с клиентом инвестиционной декларации, т.е. документа, определяющего список инструментов, используемых при управлении активами и максимальные доли вложений активов в каждый из инструментов. Например:

  • Государственные облигации - 85%
  • Корпоративные облигации - 10%
  • Акции акционерных обществ - 5%

Не менее важным является бонус, который вы предлагаете платить клиенту за управление его активами. Рекомендация достаточно проста и вытекает непосредственно из принципов, указанных выше. Изначально ваши профессионалы работают каждый день, они кропотливо изучают рынок и привлекают к работе аналитиков, а значит, вы должны брать плату за работу. Здесь главное - не переусердствовать, клиент готов платить не просто за работу, а за качество. Так что плата за работу (первоначальный бонус) должна быть минимальной, предположим, 2 или 3% годовых от оценочной стоимости имущества, переданного в доверительное управление.

Чтобы увеличить число клиентов, можно периодически устраивать <бонусные каникулы>, т.е. принимать средства без взимания первоначального бонуса, и сделать это надо для всех клиентов - во избежание конфликта интересов. Относительно же основного бонуса наиболее предпочтительным вариантом представляется прямая зависимость бонуса от результата управления.

Кстати, взимать вознаграждение лучше при предоставлении отчета о финансовых результатах, а не на ежемесячной или ежеквартальной основе. К примеру, бонус может взиматься по следующей сетке:

  • Доходность до 10% годовых - бонус от доходности 5%
  • Доходность от 10 до 15% годовых - бонус от доходности 10%
  • Доходность от 15 до 20% годовых - бонус от доходности 15%
  • Доходность от 20 до 25% годовых - бонус от доходности 20%
  • Доходность свыше 25% годовых - бонус от доходности 30%

В целях расширения круга предоставляемых услуг в области управления активами можно создать систему управления активами, которая будет включать: индивидуальное доверительное управление (работу по индивидуальной инвестиционной декларации); коллективное доверительное управление.

Работа в условиях текущих потребностей рынка

Финансовый консалтинг

Проблема эффективного управления предприятием будет актуальна вне зависимости от ситуации на финансовом рынке, а для повышения уровня работы компании не избежать вопроса привлечения инвестиций, кредитных ресурсов и эмиссий. В этом случае не будет лишним совет специалиста, а в области финансов это особенно важно. 

На текущий момент наиболее актуальными являются консультации для клиентов по следующим темам:

  • оценочная деятельность;
  • аудит;
  • оптимизация бухгалтерского и управленческого учета;
  • оптимизация финансовых потоков;
  • банкротство;
  • стратегическое планирование;
  • развитие бизнеса и инвестиции;
  • структурирование менеджмента;
  • участие в предприватизационной подготовке предприятия;
  • поиск стратегических инвесторов;
  • финансовое и налоговое планирование;
  • анализ и мониторинг рынка (маркетинговые исследования);
  • организация финансирования;
  • организация эмиссий;
  • реструктуризация бизнеса (слияния и поглощения).

Наиболее важен и ценен сегодня специалист, обеспечивающий оптимизацию финансовых потоков, налоговых платежей, способный оказать содействие в оптимизации деятельности. Для ряда предприятий сегодня наиболее верный путь - это путь банкротства, и не стоит бояться этого слова, так как результат более ощутим, чем попытки вырваться за счет зачетных схем и товарного обмена.

Важным аспектом деятельности финансового консультанта является юридическое сопровождение операций. При работе с клиентом и финансовый консультант, и тем более брокер сталкиваются с ценными бумагами клиента, поэтому актуальным становится вопрос депозитарно-кастодиального бизнеса инвестиционного института.

Депозитарно-кастодиальная деятельность

Фразу "храните деньги в сберегательной кассе" в наше время можно перефразировать - "храните ценности в депозитарии".

Депозитарии обеспечивают хранение и учет ценностей, а стоимость их услуг обычно значительно ниже стоимости услуг реестров. Но наиболее важно то, что предлагаются одновременно и учет, и хранение, и опека, и попечительство. При предложении брокерских услуг в едином пакете лучше всего предлагать и услуги депозитария. Таким образом, клиент получает комплекс услуг и гарантий (покупку, продажу, учет и хранение в едином месте), а инвестиционный институт - комплексное обслуживание клиента, а следовательно, и более высокие комиссионные.

Заключениe

По нашему мнению, сейчас инвестиционный институт не только может, но и должен работать, так как потребность в его услугах достаточно велика. Наиболее верно инвестиционный институт сегодняшнего дня в России можно определить как институт, специализирующийся на консультациях клиентов по финансовым вопросам и торговле ценными бумагами. После нормализации ситуации к данному определению можно будет добавить специализацию на организации выпусков ценных бумаг, гарантии размещения и организации финансирования предприятий, а в качестве инвестиционной ориентации - определить среднесрочные инвестиции в мелкие и средние компании.

Мошкович Борис