Справедливая стоимость бизнеса: поиск баланса
4 июля в Москве состоялась конференции "Компания-Эмитент 2007. Финансовые стратегии развития. Справедливые цены бизнесов". На конференции были рассмотрены вопросы государственной политики на рынке капитала, возможности использования рынка ценных бумаг в перераспределении финансовых ресурсов и развитии экономики, а также конкретные примеры выбора финансовой стратегии компаниями из различных отраслей: развитие за счет собственных ресурсов, путем размещения корпоративных облигаций, привлечения стратегического инвестора, выхода на IPO. В рамках конференции состоялся круглый стол "Справедливая стоимость бизнеса: поиск баланса", материалы которого предлагаются вашему вниманию.
Александр Коланьков президент ИД "РЦБ"
Уважаемые коллеги, вопросы приобретения и продажи бизнеса, методы оценки компании сейчас волнуют собственников совершенно различных компаний. Почему бизнесы продаются сегодня по таким ценам? Как определить справедливую цену? Почему продаются убыточные компании? Что наш ждет в ближайшее время - рынок продавцов или рынок покупателей? Эти вопросы мы хотели бы сегодня обсудить, а также получить ответы на многие из них.
Олег Царьков управляющий партнер "Ренова Капитал"
Возможности оценки компании мы можем рассмотреть на примере российских сетевых ритейлеров, которые также присутствуют в инвестициях нашего фонда. Для бизнеса российских сетевых ритейлеров существуют определенные этапы развития. Первый этап - начальный рост, на котором происходит становление бизнеса, количество магазинов еще невелико, будущее бизнеса туманно, финансирование роста происходит за счет акционерного капитала и "дорогих" кредитов, системы управления и технологии торговли являются достаточно примитивными. На втором этапе идет активное открытие новых магазинов, брэнд становится узнаваемым, происходит становление основных бизнес-процессов, уже используется долговое финансирование, но управленческих ресурсов не хватает.
И на третьем этапе бизнес уже полностью сформирован, компания, как правило, является публичной, рост идет через сделки M&A, есть внутренние ресурсы финансирования роста, в компании сформирована команда и отлажено управление. Рассмотрим, что происходит с региональной компанией в российских условиях. На первой стадии такая компания использует существующие связи и административный ресурс для строительства или аренды площадей. Затем, начитавшись об успехах "Пятерочки", "Магнита" и "Седьмого Континента", владельцы принимают решение, что это очень перспективное направление и начинают в своем регионе, редко выходя за его пределы, строить сеть. Для того чтобы выйти за рамки своего региона и перейти ко второй стадии, необходимы 3 качественных изменения: первое - это менеджмент, второе - тоже менеджмент и третье - опять менеджмент. Но в разных областях.
Первая область, которая влияет на устойчивость бизнеса, - это финансирование. Вторая - управление продуктовой матрицей, которое непосредственно влияет на финансовый результат, и третья область - это логистика. На второй этап многие так и не переходят. Среди компаний, которые находятся на третьем этапе, "Седьмой Континент", "Х5", "Магнит".
Как смотрят на этот бизнес компании, потенциальные покупатели? На первом этапе бизнес оценивается, как правило, по стоимости замещения. Нижней границей оценки служат капитальные затраты организаторов бизнеса плюс некоторая дополнительная премия, а верхней границей является стоимость воссоздания бизнеса компанией-покупателем "с нуля". Типичный покупатель - это стратегический инвестор, который приобретает такой бизнес для поддержания роста, выхода на новые рынки. С точки зрения фонда прямых инвестиций в эти компании интересно инвестировать только в том случае, если на их базе можно выйти в другие регионы и показать 30-50%-ный рост. На втором этапе типичный покупатель - это федеральный стратегический инвестор или фонд прямых инвестиций. Наиболее применимый метод оценки, которые дает адекватные результаты происходит по мультипликатору EV/Sales. На третьем этапе типичный покупатель - это портфельный инвестор, глобальный стратегический инвестор. Оценка осуществляется с помощью мультипликатора EV/EBIDTA, поскольку рентабельность компании вышла на целевой уровень и стратег смотрит на эффективность бизнеса.
Игорь Беликов генеральный директор Российскиого института директоров
Я бы хотел рассказать о выводах, к которым мы пришли, работая со средними компаниями: как влияет уровень корпоративного управления на стоимость бизнеса. Самое главное для компании - определить свою стратегию, т. е. на что они ориентируются: продажа бизнеса в краткосрочной перспективе или самостоятельное развитие в среднесрочной перспективе (3-5 лет). В зависимости от этого будут различаться цели и задачи собственника, выбор бизнес-стратегии и построение управленческой команды. Когда речь идет об одномоментной продаже, то собственнику компании необходимо сосредоточиться на следующем. Во-первых, подготовить убедительную финансово-экономическую отчетность, во-вторых, провести правовой аудит ранее принятых важнейших управленческих решений, в третьих, провести правовой аудит владения компанией своими основными активами и, наконец, обсудить с топ-менеджерами их действия в переходный период. Безусловно, полная одномоментная продажа компании далеко не всегда является оптимальным решением. Собственник может сократить свою часть до 49-20% с пониманием того, для чего сохраняется эта часть. Одним из вариантов может дальнейшая продажа своей доли, но уже по более высокой цене. В связи с эти нужно очень четко понимать, как будут защищаться права бывшего полного владельца, ставшего в последующем миноритарными акционером.
Для владельцев необходимо выработать систему корпоративного управления, направленную на обеспечение их интересов как неконтрольных акционеров, и достичь договоренности со стратегом о формуле определения цены выкупа пакета. Концерн "Калина" - очень хороший пример поэтапной продажи средней региональной компании и того, как изменения в структуре акционерного капитала и шаги корпоративного управления коррелировали с финансово-экономическими показателями ее деятельности. Для компаний, которые делают выбор в пользу самостоятельного развития, возникают две основные группы проблем: первое - поиск новых бизнес-идей, своей ниши, конкурентных преимуществ, мотивация персонала, второе - привлечение необходимых для развития новых средств. В любом случае существует прямая связь между качеством корпоративного управления и стоимостью привлечения инвестиций. При разработке программы привлечения инвестиций, ее составной частью должна быть соответствующая пошаговая политика в области корпоративного управления. Преимущества этого следующие: снижается стоимость привлечения инвестиций, сокращаются сроки перехода к более сложным и масштабным формам привлечения инвестиций, компания становится готовой к работе с самым широким кругом инвесторов.
Валерий Доронин директор Troika Capital Partners
Мы покупаем и продаем компании среднего размера в динамично растущих секторах. Безусловно, как было сегодня уже сказано, когда компания находится на первом и даже на втором этапе своего цикла, главными задачами для менеджмента являются рост, завоевание определенной доли рынка, закрепление своей позиции, и меньше внимания уделяется корпоративному управлению, стратегии развития и т. д. От средней компании на этапе роста трудно требовать развитой системы внутренней организации. Мы более либерально, чем, например, институциональные инвесторы, смотрим на эти недостатки. Для нас важно, чтобы собственник мог четко сформулировать цели компании, за какой промежуток времени он собирается их достичь, а также планирует ли он внедрять современные принципы выстраивания бизнеса вместе с финансовым партнером. Наша задача - помочь формализовать все системы управления, т. е. выстроить их в соответствии с определенными стандартами.
Александр Идрисов управляющий партнер "Стратегика"
Зачастую центр стоимости не находится в рамках приобретаемой компании. Если мы говорим о стратегическом инвесторе, то его может интересовать, какое место данная компания займет в его стратегии развития, инфраструктура, связи в правительстве, персонал компании, клиентские отношения. Хочется отметить, что за 15 лет развития российского бизнеса очень многие владельцы средних и малых компаний просто устали, и мы можем ожидать массовый выход из бизнеса, но перед этим бизнес нужно подготовить к продаже и адекватно оценить, а это тоже требует времени. Как сказал один мой американский коллега про российских бизнесменов: "Я понял их секрет: они хотят умереть на стройке, а мы хотим чуть-чуть построить, потом выйти и строить дальше, потом опять выйти и т. д. Вот это и есть капитализм". Действительно, часто у нас бывают абсурдные ситуации, когда завод продается по цене земли, а ведь его можно подтянуть до нормального и продавать уже по цене завода.
Глеб Давидюк партнер "Минт Кэпитал"
Ситуации, когда покупаются убыточные компании, - все-таки исключение из правил, и я не думаю, что акции таких компаний появятся у нас в портфеле. Есть красивые теории из курса корпоративных финансов, а есть объективная реальность. Не только цена компании определяет суть сделки. Влияют партнерские отношения, опыт и профессионализм менеджеров твоих партнеров, - это факторы, формирующие цену. Безусловно, мы оцениваем качество финансового управления. Прежде всего, имеет значение наличие отчетности по МСФО, желательно за несколько лет. Если такой отчетности нет, мы проводим due diligence, который позволяет выявить слабые места и риски.
Павел Хохряков президент "ПромСвязьКапитал"
Я вообще считаю не очень правильными такие жесткие классификации: стратег - не стратег, убыточный бизнес - не убыточный бизнес. Очень важно найти баланс интересов покупателя и продавца и, соответственно, на этом балансе создать стоимость. Кроме того, многое зависит от последующей финансовой стратегии, которая будет применяться. В настоящее время мы концентрируем внимание на следующих отраслях: масс-медиа, недвижимость, финансовые услуги и IT-системы.
Борис Мошкович генеральный директор АБМ "Партнерство"
В настоящее время целесообразно инвестировать в те отрасли, в которые поступают денежные средства. Что касается будущего, нужно выбирать те сферы бизнеса, в которых вы лучше разбираетесь, можете достичь в них больших результатов. В любом случае всегда есть ниша, в которой можно зарабатывать.
Глеб Давидюк
Я бы разделил инвестиционные стратегии, или поиски проекта, следующим образом: одни - "охота", другие - "рыбалка". Например, в лесу появляется зверь, которого нужно в сети ловить, рассматриваем мясную промышленность и начинаем обзванивать всех директоров, которым больше 50 лет. Или нужно подготовить хорошую наживку и ответить себе на вопрос: нужен ли я кому-то? И это хорошие темы для дальнейших дискуссий: оправдана ли специализация среди фондов прямых инвестиций, будет ли она существовать завтра, должны ли такие фонды покупать контрольные пакеты.
Оригинал статьи: http://www.rcb.ru/rcb/2007-16/8609/