Жаркое лето - 2010
Вызов сельскому хозяйству России Уроки, задачи, решения
Неоспоримая значимость сельского хозяйства.
Сельскохозяйственная деятельность на протяжении всей истории человечества носила основополагающий характер. Продукты сельского хозяйства во все времена обеспечивали фундаментальные первоочередные потребности людей в пище. Именно поэтому сельскохозяйственная продукция обладает наименьшей эластичностью: изменение цен, внешних условий не оказывает значительного влияния на ее потребление. Тем не менее, данные изменения влекут социальную напряженность, что обозначает важность и фундаментальность отрасли для обеспечения национальной безопасности.
Факты. Сухие цифры - историческая динамика урожая зерновых в России
Несмотря на значимость сельского хозяйства, особое внимание со стороны властей и многомиллиардные бюджеты, положение в отрасли, начиная с 60-х годов прошлого века, оставалось критичным: импорт составлял около трети общего объема потребляемых зерновых культур, а урожай всего СССР был недостаточным и сопоставим с текущим урожаем России.
Динамика урожая зерна в СССР и РФ в 1959-1999 гг., млн. тонн
Преобразования 90-ых годов не изменили ситуацию, а, напротив, характеризовались падением объемов собираемого урожая и низкой, зачастую даже отрицательной рентабельностью предприятий отрасли. Только с 2000 года наблюдались позитивные тенденции развития сельского хозяйства, связанные с переходом к стабилизации и постепенному росту.
На протяжении последних 10 лет объем собираемого урожая зерновых и зернобобовых культур колебался незначительно: среднее значение составило 82,46 млн. тонн в год, минимальное – 65,42 млн. тонн в 2000 году, максимальное – 108,18 млн.т в 2008 году.
Динамика урожая зерна в РФ в 2000-2009 гг., млн. тонн
Неурожай 2010 года
По данным Минсельхоза на 1 октября 2010 года было собрано 60,1 млн. тонн урожая. При этом оставшийся, не собранный к этому моменту урожай оценивается в 3 млн. тонн. Таким образом, урожай 2010 года планируется в размере около 63,1 млн.тонн, что является десятилетним минимумом – на 2,32 млн. тонн меньше, чем в 2000 неурожайном году. Однако от этого ситуация не является критичной: несмотря на рекордный неурожай за 2010 год, за счет большего переходящего остатка совокупные запасы зерна в 2010 году оказываются больше, чем в 2000 году – 84,53 млн. тонн против 77,4 млн.тонн соответственно.
Динамика располагаемых запасов зерна в РФ, млн. тонн
Ключевым вопросом в сложившейся ситуации становится вопрос достаточности располагаемых запасов зерна в 2010 году для покрытия внутренних потребностей страны с учетом присутствия естественных потерь и отсутствия экспорта. По нашим оценкам, если учесть озвученную оценку представителя Минсельхоза Олега Аксенова по внутреннему потреблению зерна в размере 77 млн. тонн, и предположить тот же процент потерь, что и в 2009 году в размере 6,35% от общего объема располагаемых запасов зерна, то требуемый объем располагаемых запасов для последующего перераспределения составит 84,81 млн. тонн. Таким образом, ожидаемые располагаемые запасы зерна в размере 84,50 млн. тонн на 0,32 млн. тонн не удовлетворяют потребность. Возникший дефицит вполне может укладываться в погрешность наших оценок и оценок Минсельхоза, а в случае фактического проявления быть компенсированным за счет дополнительного импорта зерна.
Динамика объемов перераспределения запасов зерна в РФ, млн. тонн
Тем не менее, отсутствие переходящих остатков зерновых культур на 2011 год повышает риск возникновения острого дефицита зерна в новом сезоне в случае очередного неурожайного лета. Кроме того, уже сейчас многие эксперты высказывают опасения относительно будущего урожая 2011 года вследствие непригодности пострадавшей почвы к новому засеву. Вследствие этих причин можно ожидать в 2011 году урожай, как минимум, на уровне 2010 года при благоприятных климатических условиях. Опасная ситуация возникает в случае повторения сценария 2010 года: пожаров, засухи, неурожая и нового дефицита. В этом случае с учетом отсутствия переходящего остатка и схожих потерь посевов на уцелевших площадях (около 35% по сравнению с предыдущим годом) урожай может составить всего лишь 40 млн. тонн (к примеру, против потребности в 85 млн. тонн в 2010 году). В этом случае возникает серьезная угроза продовольственной безопасности России в виде дефицита зерновых культур, роста социальной напряженности, повышения внутренних и мировых цен, необходимости значительного импорта.
Последствия неурожая
Сложившаяся в 2010 году ситуация не могла не отразиться на субъектах сельскохозяйственной отрасли, а также оказать влияния на внутренний и мировой рынок зерновых культур.
Рост внутренних цен
Ожидания дефицита зерновых культур вследствие длительных летних пожаров и засухи, подтвержденные введением эмбарго на экспорт зерна, вызвали панику среди населения и провоцирование искусственного дефицита производителями и продавцами зерновых культур. Предвкушая растущий ажиотаж, некоторые предприятия удерживали продукцию с целью ее будущей продажи по возросшим ценам. В результате рынок сельскохозяйственной продукции ощутил сначала искусственный дефицит, а за тем и массовый рост цен. Кроме того, на фоне удорожания российского зерна уже отмечается рост цен на продукты его переработки: комбикорма, муку, макароны. Следующим этапом ожидается рост цен на молочную и мясную продукцию. Таким образом, проблемы растениеводства вызывают цепную реакцию в смежных отраслях, и в случае усугубления ситуации неурожай зерна отразится на состоянии животноводства и птицеводства.
Реактивный рост мировых цен на зерно.
Летний неурожай затронул не только внутренний, но и мировой рынок зерновых культур. Введенный режим эмбарго на экспорт зерновых культур в России, потери урожая в Казахстане, ожидания рынка Украины по принятию квот на экспорт зерна отразились на мировых сделках. В результате дефицита предложения зерна наблюдается рост и мировых цен на зерновые культуры. По оценкам ФАО, резкий рост цен на продовольствие, наблюдаемый в сезон жатвы, главным образом объясняется резким скачком цен на пшеницу в мире, связанным с засухой в РФ и последовавшим запретом на вывоз российского зерна и удорожанием сахара и масличных культур. Эксперты организации прогнозируют снижение мирового производства пшеницы в этом году более чем на 5%.
Региональное перераспределение зерна.
Помимо роста цен на зерновые культуры, неурожай зерна вызвал и ряд других проблем, требующих решения. Одним из новых вызовов стала необходимость перераспределения собранного урожая из благополучных районов в дефицитные. Вследствие многообразия климатических зон, в России пострадали не все сельхозугодия. Сезон 2010 года разделил посевные площади на благополучные и пострадавшие (дефицитные). При дефиците урожая в отдельных областях в некоторых районах страны был собран урожай, значительно превосходящий собственные нужды, поэтому для стабилизации ситуации на рынке сельхозпродукции было принято решение о «переброске» части зерна из благополучных районов в дефицитные. Однако такие меры требуют значительных затрат со стороны производителей и продавцов, что, в свою очередь, способно отразиться на динамике потребительских цен. Для исключения нового повода для роста цен Правительство России подписало постановление о субсидировании железнодорожного тарифа на перевозку зерна и продуктов его переработки, что должно сократить цену тонны зерна на 300-500 рублей. Льготы на перевозку зерна и муки получат сельхозпроизводители Сибирского, Северо-кавказского и Южного федеральных округов при отправке зерна на станции Приволжского, Северо-Западного и Центрального федерального округа. По оценке ФСТ, снижение тарифа позволит снизить транспортные затраты на 500 руб. за тонну, что позволит перебросить в пострадавшие от засухи районы до 4 млн. тонн зерна. На компенсацию предоставленной льготы правительство выделило РЖД 2 млрд. руб. Эксперты предупреждают, что преференции РЖД не приведут к снижению цен, но обеспечат дополнительную прибыль владельцам вагонов-зерновозов — за счет конкурентных преимуществ перед автотранспортными компаниями.
Усугубление диспропорций в доходах и устойчивости предприятий отрасли.
В результате неравномерного регионального распределения урожая сложился дисбаланс между предприятиями растениеводства, расположенных в благоприятных районах, не затронутых засухой, и предприятий, чьи посевы расположены в зонах пострадавших районах. Наращивание диспропорций в доходах и устойчивости предприятий в отрасли за счет снижения выручки и платежеспособности предприятий, не собравших урожай, и, наоборот, роста выручки у предприятий, незатронутых непогодой и выигравших от спекулятивного роста цен, может послужить причиной серьезных преобразований и даже банкротств в последующие годы вследствие неравных конкурентных преимуществ.
Фундаментальные проблемы
Приведенные последствия неурожая, являющиеся текущими актуальными проблемами и вызовами для сельского хозяйства, оголили более глобальные, фундаментальные проблемы отрасли, отчасти послужившие причиной паники и усугубления ситуации.
Проблема оперативного прогноза урожая Возможно, засуха и была непредвиденным риском, но то, насколько был непредвиден неурожай, является большим вопросом: еще весной этого года метеорологи давали самые не утешительные прогнозы для сельского хозяйства Сегодня многие аналитики сталкиваются с проблемой, что многие страны не умеют квалифицированно отслеживать и анализировать состояние своих посевов в течение сезона, что вызывает отрицательные реакции и ожидания хозяйствующих субъектов. Сложность, если даже не полная невозможность планирования реальных объемов производства сельского хозяйства страны, усугубляемая недобросовестными торговцами и распространяемыми слухами, может сыграть злую шутку с рынком, как в случае если окажется, что дефицит зерновых вызван искусственно, так и при противоположном сценарии развития. Ожидания, неподкрепленные официальными прогнозами, способны вызвать значительные колебания рынка, что и произошло этим летом.
Новые вызовы – новые возможности
Несмотря на обилие последствий, вызванных чрезвычайной ситуацией в сельском хозяйстве, рассмотренные проблемы являются вызовами для Правительства РФ, соответствующих Министерств и министров и, конечно, субъектов сельского хозяйства. Однако если подходить с умом и профессионализмом, то новые вызовы открывают и новые возможности!
Потенциальные конкурентные преимущества представителей отрасли весьма велики. Выжить и «обыграть» рынок смогут только те предприятия, которые своевременно обратят внимание на возможности, которые открыли перед ними сложившаяся неблагоприятная ситуация. При профессиональном подходе к бизнес-процессам и эффективном использовании рыночных инструментов и ресурсов, предприятия сельского хозяйства могут стать одними из самых рентабельных предприятий экономики страны без существенного удорожания продукции.
В результате экономического кризиса и засухи 2010 года сельское хозяйство потенциально стало наиболее привлекательной отраслью для инвестора. Во-первых, сформировавшийся чистый долг большинства средних и малых предприятий снизил их рыночную стоимость. Во-вторых, спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен, мало зависит от тенденций спроса в смежных отраслях экономики и, самое главное, от уровня рыночных цен. Кроме того, инвестиционную привлекательность повышают внутренние субвенции и субсидии по программам государственной поддержки сельского хозяйства. Немаловажны для инвесторов и налоговые риски, которые снижены в сельском хозяйстве за счет предоставляемых льгот на земли сельскохозяйственного назначения. Также в 2008 году в рамках программы технического перевооружения создан механизм сельскохозяйственного лизинга техники. Государством проводятся зерновые интервенции для регулирования цен.
Учитывая вышесказанное, отрасль должна стать инвестиционно привлекательной для инвесторов, умеющих управлять риском, и извлекать выгоды из сложившейся ситуации и открывающихся возможностей. При этом, конечно, стоит учитывать, что государство от лозунгов должно перейти к делу, а также необходимо развивать свободную конкуренцию в данном секторе экономики.
Перспективной возможностью сельхозпроизводителей в сложившихся условиях является получение государственной поддержки. Государством уже предусмотрены стратегические программы поддержки предприятий АПК общей стоимостью 17,1 млрд. рублей, заложенные и запланированные в бюджеты 2010-2012 гг. Кроме того, в этом году правительство направило 35 млрд. рублей на поддержку хозяйств, пострадавших от засухи. Однако эффект от реализации программ будет ощутим только в том случае, если господдержка действительно в полном объеме будет направлена на льготное финансирование деятельности реальных предприятий сектора, реструктуризацию задолженности, покрытия убытков от засухи.
Правительство совместно с Президентом РФ рассматривает программу по финансированию части страховых премий для страхования посевных урожаев. Что может также сыграть положительную роль при частном инвестировании, когда почти во всех случаях инвестор требует страхования посевов. В случае не урожайного сезона, такого как 2010, сельхоз предприятия смогут минимизировать свои убытки.
Кроме того, Президент Российской Федерации разработал целевую федеральную программу по модернизации АПК России. Руководством федеральных округов должны проводиться программы технического и технологического перевооружения. Данные программы также могут стать весьма весомыми конкурентными преимуществами при условии входа в данные программы.
В Правительстве также уже высказываются идеи по организации единой системы биржевой торговли зерном, запустив круглогодичные торги в рамках единой торговой системы. Оператором ЕТС может стать Национальная товарная биржа (НТБ), а гарантом исполнения контрактов и регулятором цен, возможно, будет выступать Объединенная зерновая компания (ОЗК). Данная биржа предоставляет возможность малым и средним предприятиям сельского хозяйства реализовывать свою продукцию по общей рыночной цене. В настоящее время малые и некоторые средние зерновые компании предпочитают продать свое зерно более крупному конкуренту по заниженной цене, чем искать потребителя на малый объем. Ситуация может измениться при организации единой торговой системы, на которой потребитель сможет приобрести единовременно необходимый ему объем у разных поставщиков.
Реализация возможностей
Для перехода конкурентных преимуществ сельхозпроизводителей из разряда «потенциальных» в «реализованные», по нашему мнению, необходимо привлечение государственных и частных инвестиций, а также получение государственной поддержки.
В любом государственно-частном партнерстве требуется профессиональная проработка финансовой, юридической и технической части проекта. На этапах защиты инвестиционных проектов частного и государственного партнерства планирование деятельности выходит на первый план. Планирование предполагает детальную проработку всех аспектов деятельности предприятия и рассмотрения всевозможных рисков и сценариев развития, которому отдают предпочтение все государственные и многие частные инвесторы. При этом планирование предполагает составление такой бизнес-модели предприятия, при которой в ходе реализации проекта допускается минимальная корректировка показателей. Для решения данной задачи при разработке планов и подготовке предприятия к получению финансирования из государственных и частных источников, необходимо привлечение высококвалифицированных специалистов. Одним из возможных решений является привлечение профессиональных консультантов на аутсорсинг, среди преимуществ которых можно выделить следующие:
- Исключение вероятности риска сокращения персонала и связанных с ним затрат.
- Сроки, цена и качество работ жестко регулируется договорными отношениями.
- Качество выполненных работ всегда соответствует международным стандартам.
За счет накопленного специализированного опыта и сложившихся деловых отношений результат работ соответствует требованиям профессиональных инвесторов.
Независимость консультантов и объективность результатов, предоставляемых инвестору, упрощают процедуру защиты и принятия решения по инвестиционному проекту.
При привлечении консультанта появляется возможность комплексного исследования деятельности предприятия в виде:
- проведения качественной подготовки обоснованного финансово-экономического плана развития для целей получения кредита;
- возможности проведения комплексного аудита предприятий при сделках слияния и поглощения (M&A);
- стресс-тестирования деятельности предприятия – анализа чувствительности к изменяющимся внешним условиям;
- анализа альтернативных вариантов использования активов;
- выявления возможностей оптимизации и реструктуризации бизнеса;
- проведения специализированных глубоко проработанных маркетинговых исследований.
Привлечение независимых консультантов и расширение независимых контрольных и надзорных функций позволит вывести сельское хозяйство на новый уровень и в условиях климатических изменений снизить риски неурожая, сделать сектор конкурентоспособным, а страну в целом независимой по вопросам продукции сельского хозяйства от проблем в мире, как политических, так и экономических. При этом отдельно хотелось бы сделать акцент на вопросах экологической составляющей продукции сельского хозяйства, которая в век нанотехнологий носит особенно острый характер.
Мнение эксперта –«пока гром не грянет? Или это кому-нибудь выгодно?». «Проблемы сельского хозяйства, несомненно, связаны с природными условиями. Проблема изменений в климате на самом деле может оказаться куда более существенной, чем кажется. Но следует отметить, что даже при условии 100 летних наблюдений за погодой, очевидно, что и наводнения и засухи случались и ни один раз. Это наблюдения и современные устройства нацелены именно на предварительное извещение о грядущих погодных катаклизмах и принятии оперативных мер. Все страны сталкиваются с проблемами и не все возможно предотвратить, но не в таких же масштабах? Русская пословица про гром и мужика, конечно, очень глубоко отражать сущность нашего человека, но если отсутствие современных технологий, на которые вроде как государство выделяет огромные бюджеты, будет бесконтрольно продолжаться, то бюджеты будут тонуть в наводнениях, исчезать в дыму, а проблема со временем может обернуться для страны катастрофой. Конечно, на беде всегда кто-то очень хорошо наживается, но мы же живем не в таком государстве? Плохому хозяйственнику погоды мешают. Хороший думает наперед. Так что кроме погоды и человеческого фактора, следует особое внимание обратить на составление бюджета, есть статьи потратившись на которые сегодня, мы будет завтра готовы к стихийным бедствиям куда более серьезно. Новый министр сельского хозяйства имеет огромный шанс доказать, что завтра для сельского хозяйства будет гораздо лучше чем вчера, и не важно будет ли лето жарким, а зима холодной или наоборот»